Писательское «ятаквижу» иногда ослепляет самого автора и раздражает читателя.
(Е.Вермут)
У поэтов часто имеется несколько главных недостатков:
1. Он очень гордится своими произведениями.
2. Не терпит никаких отрицательных комментариев в адрес своего детища.
3. Иногда поэт становится самоуверенным и, в силу своего какого-никакого стихотворного опыта, считает, что имеет право поучать других поэтов как им следует писать стихи. Естественно, другие поэты, наделенные теми же качествами, указанными в п.1 и п.2, принимают такие «наставления», как личное оскорбление, вследствие чего, начинается небольшая перепалка, постепенно, а иногда и быстро, перерастающая в откровенную вражду. И вот уже двое некогда близких друзей или знакомых перестают общаться, а при каждом удобном случае стараются уколоть противника в самое больное место. Так рождаются интриги.
Я описал явление, чаще всего встречающееся с завидной регулярностью абсолютно на всех литературных сайтах. Это не зависит ни от местоположения сайта, ни от национальности авторов, ни от возраста и даже ни от их характера. Это сидит в любом поэте с той или иной степенью тяжести.
За годы своих путешествий по различным литературным порталам я встречал немало очень талантливых поэтов и заметил, что их талантливость, их действительно красивейшие стихи, далеко не всегда связаны с жизненным опытом или высоким образованием. Я встречал 20-25 – летних поэтов и откровенно завидовал им. Я сам никогда бы не смог написать такие стихи в их возрасте. А еще встречал людей, пишущих уже не один десяток лет, но то, что они «производят», можно назвать стихами с большой натяжкой.
Теперь о взаимопомощи авторов. Как бы вы ни относились к собрату по перу, если вы вдруг прочитали его произведение (ну, так получилось :) ) и вам показалось, что в каких-то строчках есть изъяны, никогда в отзыве не будьте категоричны в их оценке.
Во-первых, вы сами поэт (писатель) и часто свое иногда нелепое отображение события определяете тремя словами - «я так вижу», поэтому и пишу. Но ведь и ваш коллега руководствуется тем же объяснением. Ни ваш, ни его вариант нельзя считать образцом словесности. Не бывает таких образцов в литературе.
Во-вторых, не забывайте одну простую истину: УЧИТЬ можно! ПОУЧАТЬ нельзя!
Но и учить можно по-разному. Всегда надо помнить о том, что все вы и так хорошо знаете, но иногда забываете – слово может убить! Об одном и том же недостатке можно сказать так, что вас потом поблагодарят за подсказанные ошибки. Но, ведь, некоторые, извиняюсь, «маститые» авторы не подсказывают, а откровенно указывают на ваши недостатки (в стихах), то есть, грубо говоря, тычут в них носом. А это уже недопустимо. Человек в возрасте еще может стерпеть такое наглое вмешательство и чем-то ответить, но молодой, едва начавший творить, поэт, не поймет этого. Он проглотит обиду и просто уйдет с сайта. Хорошо, если он не бросит писать стихи, а если наоборот?
Итак, подвожу итог ко всему вышесказанному: самолюбивые и излишне обидчивые поэты (писатели), спрячьте подальше свои амбиции. Учитесь не обижаться, а принимать. Учитесь не учить, а советовать. Мягко, осторожно, ненавязчиво. Представьте, как бы вы сами восприняли то, что собираетесь сказать другим.
Душа поэта самая ранимая из всех.
Подготовлено 03.07.2019г. Минск
|