"Этюд". С этим ф/аппаратом у меня связаны самые первые фото-впечатления. Я учился в классе шестом-седьмом, когда купил его. Стоил он всего 7 руб. По-моему, самый дешевый советский ф/аппарат в 1970-71-м годах. До него выпускался чуть более дешевый ф/аппарат "Школьник" за 6 руб., но я его уже не застал, когда решил начать фотографировать.
Отщелкать пленку было делом десяти минут. Ну, что значат каких-то 16 кадров. У моего друга была "Смена-7" - крутая штука, в моем понимании. 36 кадров это вам не вшивых 16! Хотя, я был доволен и тем, что заполучил. Потом я научился менять количество кадров. Конструкция была до предела простой. Через окошко на задней крышке были видны деления на бумажном ракорде пленки. Я быстро сообразил, что нужно делать. Внутри камеры я ограничил черной бумагой "светопроницаемое" пространство для пленки в два раза. И вот уже вместо 16-ти кадров получилось 32. Неудобством было внимательно отсчитывать деления на ракордной ленте, но это больших проблем не создавало.
Очень скоро мне захотелось поэкспериментировать со своей "крутой" камерой. Как это бывает? Насмотришься шпионских фильмов и начинаешь конструировать скрытую камеру. Для начала я снял верх аппарата с видоискателем. Получилось квадратное нечто, но в рабочем состоянии. Потом взял старую толстую книгу (ненужную), вырезал в середине углубление под размер урезанного аппарата и вставил его. Книга, как книга. В школе фотографировал на уроках.
Но любое увлечение должно приносить удовлетворение. Процесс фотографирования, конечно, интересен, когда... есть результат. В моем случае - фотографии. Увы, ни у меня, ни у моего друга не было главного - фотоувеличителя. К тому же я никак не мог научиться проявлять пленку, точнее, заправлять ее в бачок. Первую пленку я запорол. По опыту друга с его "Сменой" я намотал пленку на приемную катушку бачка, как обычную кинопленку 35 мм. При этом, намотал вместе с бумажным ракордом. То, что получилось вряд ли можно было назвать негативом. Что-то полуслипшееся, местами зеленое... Кое-где даже проступало изображение. Я забросил фотографирование и набрал в школьной библиотеке гору книжек о фототехнике. В одной из них нашел подробную инструкцию заправки в бачок широкой пленки. Долго тренировался. Хорошо, что первую пленку не выбросил. Учился сначала при свете, потом с закрытыми глазами, потом в темноте, пока не научился нормально заправлять. Проявлять-то я научился, а фотографий я так и не сделал, за исключением одной-двух при помощи т.н. контактной печати.
Крошечные фото не привели меня в большой восторг, а потому следующие фотоопыты продолжились только в девятом классе, когда приобрел новый ф/аппарат "Смена-8м". С его появлением я начал серьезно осваивать технику фотографии. Учила меня этому моя тетя Оля - заядлый фотограф-любитель, сделавшая за свою жизнь не одну тысячу фотографий, начиная с послевоенного времени. Она же подарила ф/увеличитель "Ленинград" и кучу разных принадлежностей: пинцет, ванночки, фоторамку, красный фонарь...
Я на много лет заболел фотографией. После простых "Этюда" и "Смены" у меня потом были еще "ФЭД-3", Два "Зенита-TTL" и снова широкопленочный "Любитель-166". Закончилось это увлечение в 1994-м году, когда слишком подорожавшие фотоматериалы не позволили продолжать занятия любимым делом.
...Те, первые пленки, с которых так и не получилось ни одного фото, хранились у меня много лет. Я их выбросил лет за пять до наступления эры цифрового фото. Жаль. Потом была возможность восстановить наши подростковые годы на компьютере. Не судьба...
Характеристики ф/а "Этюд"
Год выпуска: 1969
Тип затвора: Секторный.
Экспозамер: Ручная установка. 1/60 с
Видоискатель: Телескопический
Объектив — однолинзовый пластмассовый 9/75 мм (11/60 мм), установленный на гиперфокальное расстояние.
Формат кадра — 4,5×6 см.
Диапазон резкости — от 3,5 м до бесконечности (от 4,2 м до бесконечности при диафрагме 11, от 2 м до бесконечности при диафрагме 22).
Фотоматериал — 60-мм роликовая фотоплёнка на катушках (16 кадров).
Отсчёт кадров по меткам на ракорде фотоплёнки.
Размеры — 65x90x130 мм
Масса 350 г.
27.05.2022г.
|