Еще тогда, когда умы не расцветали,
Пока не скажут им, когда и чем цвести,
Из "книжных мисок" мы утопию глотали,
Стремясь идейно и духовно подрасти.
Мы в благородство свято верили порою:
Из передач через эфир, через экран,
Вещали нам, что коммунизм не за горою.
И это так, ведь перед ним был океан.
Мы "заводились", возмутясь, с пол-оборота -
Вдруг предал Родину непризнанный талант,
Но "танцевальные программы" по субботам
Не пропускали, хоть и вел их эмигрант.
И был для каждого вопросом идиотским
(Не важно, где, будь то Находка или Брест):
Зачем на всех магнитофонах пел Высоцкий,
Когда по "телеку" транслировали Съезд?
За душу бравшее с тоскою и надрывом:
"Я не люблю…", "О старшине…" и "Батальон…"
…Еще тогда мы обрели в душе нарывы,
А он вскрывал.
Он был один на миллион.
1998г.
Главный принцип в коммунистической иерархии - не высовываться. Даже в искусстве, если ты не "заслуженный", то не должен делать что-то лучше, чем "всеми любимый и уважаемый". Если, вдруг, ты и сотворишь нечто гениальное, не переживай - это гениальное останется где-то внизу, на задворках, пока не придет время воздать ему должное.
Дождись очереди, пока тот, общепризнанный, не споткнется. Дождись, когда его осудят широкие массы работников искусства в лице таких же, как ты, "скромных" художников, писателей и музыкантов. Главное, дождаться команды сверху и тут уже постарайся не упустить шанс. В этот короткий промежуток ты можешь быть смелым и прогрессивным, но до определенной границы. Всегда надо помнить, что чересчур яркие личности могут внести ненужный контраст в ровное, пусть и тускловатое, свечение тех, кто, собственно, и управляет вашей иерархией.
Политика закрытого коммунистического государства не позволяла проникать в ее ряды чуждой нашей ранимой душе морали. По этой же причине лучшие, с точки зрения этой морали, люди с большой неохотой выпускались на короткой время в логово капиталистического зверя. Иногда кому-то не нравилась такая горячая опека, и, безуспешно не один год потолкавшись в очереди (абзац 2), он покидал родное ему общество навсегда. В тот же момент он из известного и любимого всеми артиста или музыканта превращался в предателя своей страны.
Наверное, единственный человек, который имел полное право покинуть свою родину - это Владимир Высоцкий, давно признанный в народе, от самого последнего пьяницы и хулигана, до руководителей высочайшего ранга, но не оцененный государством официально по тем же моральным меркам. Он, наверное, один из немногих понимал, что популярность его от народа и только свой народ может оценить его по достоинству. Многие артисты этого не понимали, к сожалению. Можно понять, когда ученый уезжает ради науки, потому что в своей стране нет ни денег, ни условий для работы. Но слава, обретенная в своем народе, не повторится в чужом.
"Талант пробьет себе дорогу сам". Возможно, но только в очень редких случаях. В основном, талант пробивает себе дорогу к кладбищу, причем, намного опережая своих успешных конкурентов по искусству, получивших звания в порядке очереди, как в Советском Союзе, или, благодаря деньгам и рекламе, как сейчас.
23.04.2020г.
Фото: https://yandex.by/collections/card/5cd69488d497a898e2a4731b/
|